Мошенники представляются банком 

как их распознать?

Ежегодно с карт россиян миллиарды рублей. Для этого мошенники представляются банком . Они используют социальную инженерию, то есть вводят человека в заблуждение, чтобы получить его личные данные. Разберем самые распространенные схемы обмана, чтобы вы обезопасили себя и сохранили деньги.

 

Почему мы сами переводим деньги мошенникам

 

Социальная инженерия – искусство убеждать и манипулировать людьми, чтобы заставить их сделать желаемое. Этим и промышляют мошенники, с целью заполучить ваши деньги.

ФинЦЕРТ Банка России сообщает, что по статистике в 70% случаев люди сами переводят деньги злоумышленникам, и только изредка их взламывают хакеры.

Финансовые организации не возвращают деньги тем, кто сам сообщил личные данные и добровольно перевел средства. Клиентам банков удается вернуть лишь 15% денег, украденных кибермошенниками.

Пока дело не коснется лично нас, кажется, будто мошенничество всегда очевидно. И если мы попадем в такую ситуацию, то сможем распознать обман и дать отпор. Однако мошенники – искусные манипуляторы и психологи. Они давят на больные точки и создают контекст, усыпляющий бдительность даже осторожных граждан.

Психологические уловки, которые заставляют людей добровольно переводить деньги:

  • Авторитет. Кибермошенники часто представляются сотрудниками банка, государственных служб и юридических компаний, чтобы вызывать доверие.
  • Подмена номера и документов. Злоумышленники намеренно делают так, что входящий звонок будет максимально похож на звонок из банка. Либо фотошопят документы (квитанции, уведомления из налоговой и др.), чтобы ввести вас в заблуждение.
  • Запугивание. Никто не хочет терять деньги, поэтому паника – главный союзник мошенников.
  • Сладкие обещания. Сообщают, что вас ждет выигрыш или компенсация, чтобы вы на радостях сообщили личные данные.
  • Информационный повод. Мошенники часто активизируются, когда что-то случается (пандемия, бедствие, катастрофа). В такие периоды люди находятся в уязвимом состоянии и легко поддаются манипуляциям.
  • Спешка и давление. Обманщик сделает все, чтобы не дать времени на раздумья и проверку. Будут звучать такие фразы, как «срочно», «немедленно», «нельзя откладывать, иначе штраф» и другое. Как только чувствуете прессинг, насторожитесь, скорее всего, перед вами мошенники.

 

Это основные признаки, что вас хотят обмануть. Если заметите их в разговоре, бросайте трубку и сообщайте в полицию. Далее поговорим о самых распространенных схемах обмана, чтобы вы были начеку и не попали в киберловушку.

 

Ситуация 1: Перевод по ошибке

 

Мошенники представляются банком - ошибка

 

Злоумышленники часто используют эту схему, так как в интернете легко найти номер телефона. Например, вы что-то продаете на Авито. В этом случае мошенник сначала пришлет СМС-ку «от банка», что вам на карту перевели деньги. Затем с другого номера придет сообщение с просьбой их вернуть, мол «произошла ошибка, не туда отправили». 

Но на самом деле, никакого перевода не было. Вы просто переведете деньги мошеннику добровольно, после чего он сменит номер и исчезнет. Такие операции сложно оспорить, а злоумышленников почти не отследить, так как они используют номера-однодневки.

Если поступила такая СМС-ка, не спешите переводить деньги. Зайдите в мобильный банк, чтобы проверить баланс. Так вы поймете, поступили ли деньги или это обман. И помните, что сообщения должны приходить с номера банка, а не от неизвестных лиц.

 

Ситуация 2: Звонок из службы безопасности

 

Мошенники представляются банком - служба безопасности

 

«Здравствуйте, это звонок из службы безопасности. С вашего счета совершается крупный перевод средств. Чтобы его остановить, сообщите свои данные». Это одна из самых популярных схем обмана.

Мошенники совершенствуются, поэтому номер, с которого звонят, будет начинаться с 8-495 или 8-800. Они назовут вашу фамилию и имя, будут вежливы и учтивы. Можно поверить, что действительно звонит сотрудник банка, который решил подтвердить подозрительный перевод.

Но главное отличие в том, что настоящий сотрудник банка никогда не запросит коды из СМС, CVV- или CVC-коды с обратной стороны карты или пароли от мобильного приложения.

Чтобы защитить себя, сбросьте разговор и перезвоните по телефону горячей линии вашего банка. Там вы уточните, действительно ли произошла какая-то ошибка или перевод.

 

Ситуация 3: Выгодные инвестиции

 

Мошенники представляются банком - инвестиции

 

Еще часто крадут деньги под предлогом дилерских и брокерских услуг. К примеру, звонят и рассказывают про выгодные инвестиции: сверхдоходность, минимум рисков, надо лишь вложить минимальную сумму. Но для вложений придется перевести деньги на инвестиционный счет. Мошенник называет номер, вы переводите средства, а затем он пропадает.

Другая схожая схема – бинарные опционы. Вы регистрируетесь на сайте, где вам приходит уведомление о бонусных доходах. Но чтобы их вывести, надо повысить статус и пополнить счет. После этого мошенники снова пропадают с вашими деньгами.

Чтобы защитить себя, всегда перепроверяйте информацию и критически подходите к любому предложению, связанному с деньгами. Для начала проверьте лицензию брокера или дилера на сайте Центрального Банка. И посмотрите на реквизиты, куда просят отправить деньги, они должны принадлежать компании, а не обычному человеку.

И помните, никто не может гарантировать 100% доход от инвестиций, потому что риск есть всегда. Даже если купите акции стабильно растущей компании, фондовые рынки бывают непредсказуемы. Грамотный специалист предупредит об этом, а не будет убеждать, что вложения – это беспроигрышный вариант.

 

Ситуация 4: Перевод на страховой счет

 

Мошенники представляются банком - страховой счёт

 

Вам звонят мошенники под видом сотрудников банка и говорят, что остановили подозрительный перевод. Но все хорошо, деньги заморожены. Чтобы их не потерять и хранить в безопасности, попросят перевести на специальный «страховой» счет. Он уже создан и подготовлен, от вас требуется лишь перевести деньги или назвать код из СМС.

Помните, что настоящие сотрудники банка не будут запрашивать такую информацию. Тем более, если счет блокируют, то вместе с ним заблокируют карту, а логин и пароль от личного кабинета станут недействительными. Их придется придумать заново, а карту перевыпустить. 

 

Ситуация 5: Опрос из банка

 

Мошенники представляются банком - опрос

 

Приходит сообщение, что банк проводит опрос и в конце обещает большой выигрыш. Для участия надо кликнуть по ссылке, перейти на сайт и ответить на вопросы. В конце для получения выигрыша потребуется провести «закрепительный» платеж 100-150 рублей.

Но после отправки денег – тишина. Никакого выигрыша, никаких денег. Мошенники пропадают и их потом сложно найти. Тем более мало кто напишет заявление из-за 100 рублей. И хоть платеж кажется небольшим, такие СМС-ки приходят миллионам людей, и в итоге получается внушительная сумма.

Для своей безопасности проверяйте интернет-соединения, где вводите личные данные. В браузерной строке должен быть «замочек», говорящий о том, что соединение защищено. А лучше установите специальное расширение, которое будет блокировать фишинговые сайты, где крадут конфиденциальные сведения.

 

Ситуация 6: Срочный перевод, иначе штраф

 

Мошенники представляются банком - штраф

 

Звонит мошенник и специально вводит человека в панику, говоря, что совершается перевод и его надо срочно завершить. Вы понимаете, что не собирались переводить деньги, но мошенник настаивает, что надо закончить операцию, направив средства на страховой счет. В противном случае банк возьмет комиссию 50%, так как он пользуется деньгами клиента и нельзя оставлять их в «замороженном» состоянии.

В страхе, что вы можете потерять деньги, легко утратить бдительность. Тем более злоумышленник будет прикидываться сотрудником банка и проявлять «заботу». Он скажет реквизиты якобы страхового счета, и получается, вы добровольно переведете деньги мошенникам.

Подставные счета, куда отправляются деньги жертв, называются дропами. Это дебетовая карта, которая принадлежит подставному лицу. Вернуть деньги в таком случае почти невозможно, даже если вы узнаете данные злоумышленников.

Есть и другой способ ввести человека в заблуждение. Мошенник попросит назвать код из СМС, который действительно вам придет. Но он уже создал за вас запрос на перевод в личном кабинете банка. Сообщив ему код, вы завершите перевод и останетесь без средств.

Помните, что банк не имеет права взимать комиссию 50%, если вы отказываетесь от перевода. Не существует таких тарифов, это всегда манипуляция мошенников. Как клиент банка вы можете переводить, вносить и снимать деньги, когда захотите. 

 

Ситуация 7: «Защита» ваших данных

 

Мошенники представляются банком - защита данных

 

Мошенники под видом сотрудников банка звонят и сообщают, что появилась новая услуга, которая поможет защитить ваши данные. Но для этого придется установить специальную программу на свой смартфон. Это приложение удаленного доступа. Вам скидывают на него ссылку, и после установки злоумышленник сможет видеть экран вашего телефона или даже управлять им.

Они могут запросить перевод средств на свой счет, и когда придет код в СМС, отследить его на вашем устройстве и воспользоваться им для завершения операции.

Другой способ обмана этим способом – вакансии тестировщиков. Сейчас вырос спрос на удаленные профессии, людям часто предлагают пройти бесплатное обучение и попробовать себя в новой профессии. Одной из них является тестировщик программного обеспечения. Будущий «работодатель» попросит скачать приложение якобы для его тестирования, но на самом деле провернёт такую же махинацию. Будьте осторожны и не переходите по ссылкам от третьих лиц.

 

Ситуация 8: Автоматизированные колл-центры

 

 

Схема похожа на предыдущие, только сначала звонит не человек, а записанный голос, будто автоматизированный колл-центр банка. Такой прием добавляет реалистичности происходящему, поэтому многие попадают в эту ловушку.

Записанный голос сообщает, что карту заблокировали из-за произведенной подозрительной операции. Чтобы ее разблокировать и выяснить в чем дело, надо перезвонить сотруднику банка по названному номеру. 

И когда перезвоните, «сотрудник» будет заботливо рассказывать, что «банк» переживает о вашей безопасности. И для сохранения денег попросит подтвердить личность и продиктовать личные данные. Либо снова настоит перевести деньги на «страховой» счет, который окажется подставным.

 

Ситуация 9: Льготы, пособия и другая социальная помощь

 

Мошенники представляются банком - льготы

 

Приходит сообщение, что государство выделило вам социальную помощь. Предлоги могут быть разные: именно работникам из вашей сферы, для детей или из-за пандемии. Мошенники умеют убеждать так, что хочется верить в происходящее. Тем более от государственной поддержки мало кто откажется.

Затем злоумышленник попросит сказать личные данные, реквизиты карты, пароль из СМС или CVV-код. Узнав эти сведения, мошенники смогут расплачиваться от вашего имени или перевести деньги на свой счет.

Помните, что сотрудники банка и государственных служб не запросят конфиденциальную информацию. Для перевода денег им достаточно знать номер счета, не более.

 

Заключение

 

Часто мошенники представляются банком и другими официальными службами. Они используют социальную инженерию, чтобы ввести человека в заблуждение, не оставить времени на размышления и украсть его деньги. Чтобы обезопасить себя, не сообщайте никому пароли, код из СМС и личные данные. Не переходите по сомнительным ссылкам и не вводите личную информацию на незащищенных сайтах.

 

Если чувствуете неладное, сбросьте звонок и перезвоните на горячую линию банка, чтобы все перепроверить. 

 

А ещё прочитайте нашу статью о кредитах, взятых на чужое имя. Она поможет Вам защитить свои данные и не попасть в неприятную ситуацию.

 

Остались вопросы?
Хотите провести банкротство?
Мы поможем!
получить помощь
Свежие статьи на почту