Изменения в закон о банкротстве 2015
С 1 октября 2015 года были приняты изменения в закон о банкротстве, согласно которым объявить себя банкротом могут и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Эти поправки в закон преследовали следующие цели:
- Остановка стремительного несправедливого роста долгов и стабилизация финансового положения граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. А с учётом кризисных явлений в экономике 2015-2016 годов таких становилось всё больше.
- Предоставление гражданам возможности цивилизованно решать свои вопросы с долгами. По примеру ряда развитых стран, где закон о банкротстве действует уже ни одно десятилетие.
Изменения в закон о банкротстве 2016
Закон в его нынешней редакции не совершенен и требует ряда доработок. Они постоянно предлагаются экспертным сообществом. В частности, со своим видением оптимизации закона в июне 2016 выступил Общероссийский профсоюз арбитражных управляющих (ОРПАУ), отправив соответствующие предложения в Совет Федерации.
В них идёт речь о сокращении издержек при ведении дела о банкротстве путём отмены публикаций в газете «КоммерсантЪ» (около 10 000 руб) и уменьшении размера гос. пошлины, которая сейчас составляет 6 000 руб.
Помимо этого, арбитражники предлагают ранжировать все процедуры банкротства в зависимости от их сложности. В частности, ими подготовлен механизм упрощённого порядка проведения банкротства. Он, в первую очередь, предназначен для незащищённых граждан, которые не обладают имуществом или источниками дохода для финансирования процедуры. Напомним, сейчас банкротство оплачивается за счёт должника.
По мнению арбитражных управляющих, «…закон о банкротстве граждан, вступивший в силу 1 октября 2015 года, не стал спасением для миллионов людей, имеющих финансовые проблемы». В связи с этим, в ОРПАУ предлагают внести изменения в закон о банкротстве, введя упрощённую процедуру банкротства. Выглядеть она должна следующим образом:
- Процедура вводится на основании заявления гражданина о введении упрощённой процедуры банкротства.
- Назначенный на процедуру АУ письменно уведомляет кредиторов о введении упрощённой процедуры банкротства и делает публикацию на ЕФРСБ.
- В течении месяца после уведомления кредиторы могут представить свои возражения на проведение банкротства по упрощённой процедуре.
- Кредитор, возразивший против введения упрощённой процедуры будет обязан финансировать процедуру банкротства в случае недостаточности на это средств у должника.
Эти изменения в закон о банкротстве, полагают в ОРПАУ, позволят инициировать процедуру банкротства тем гражданам, которые до этого не решались попробовать списать непосильные долги в виду отсутствия средств на финансирование процедуры.
Если суд сочтёт возражения кредитора обоснованными, то банкротство будет проходить по общей процедуре. В случае, если возражения отсутствуют, задолженность должна, по задумке арбитражников, списываться судебным актом.
Но, при этом, кредиторы смогут оспорить достоверность сведений, предоставленных должником для введения упрощённой процедуры банкротства.
«Упрощенный порядок банкротства позволяет решить два важных вопроса: дает самым бедным гражданам – а таких 90% – возможность объявить себя банкротом максимально экономно и быстро, не более чем за 2 месяца. И позволяет, благодаря простоте процедуры и сокращению собственных издержек, одному управляющему вести одновременно множество процедур за предусмотренное законом вознаграждение в 10 тысяч рублей», — пояснил автор этого нововведения Иван Рыков.
В предложениях ОРПАУ говорится о том, что сегодня арбитражники лишены мотивации участвовать в делах о банкротстве физ. лиц. Причиной тому — скромное финансовое вознаграждение, прописанное в законе (всего 10 000 руб за примерно год работы управляющего). При этом, сложность процедуры и затраты на неё мало чем отличаются от банкротства юридических лиц. В добавок к этому, арбитражный управляющий за малейшую ошибку рискует получить денежный штраф, размеры которого начинаются от 25 000 руб.
В итоге получается, что закон практически встал, полагают в профсоюзе.
По мнению авторов предложения, упрощение процедуры является единственно верным способом «оживить» закон. Все альтернативные предложения от других государственных или общественных организаций связаны прежде всего с увеличением вознаграждения арбитражных управляющих, либо с финансированием процедуры третьими лицами. В частности, звучали предложения о проведении банкротства за счёт средств бюджета.
Поддерживают авторов и в экспертном сообществе, предлагая сфокусироваться на так называемом пакетном подходе. То есть, упрощении процедуры до такого состояния, когда один арбитражник без ущерба качеству сможет одновременно вести несколько дел. Вместе с этим эксперты предлагают также работать и над либерализацией штрафов для АУ. Это нужно для того, чтобы в будущем не было угрозы попасть под не всегда справедливые и суровые санкции «из-за неправильной запятой».
В настоящее время ОРПАУ работает над новой редакцией законопроекта о внесении изменений в банкротное законодательство, которая потом будет отправлена на рассмотрение в Федеральное Собрание. И есть шанс, что изменения в закон о банкротстве могут принять уже до конца 2016 года.